История сервировки торжественного стола
В ежедневной жизни на обеденном столе часто соседствуют различные чашечки и тарелки, не совпадающие вместе по раскраске и размеру. Но когда к нам приходят гости, охото достать из закромов домашний сервиз, в каком все предметы выдержаны в одном стиле. Тогда и рядовая трапеза преобразуется в прекрасную церемонию.
История сервировки торжественного стола от древности до наших дней начинается приблизительно Две тыщи годов назад. Конкретно на заре нового времени китайцы изобрели фарфор. Им очень понравилось вкушать кулинарные изыски, сервированные на полупрозрачных белоснежных блюдах, разукрашенных мифологическими либо бытовыми сценками. И при всем этом прихлебывать чай из элегантных хрупких чашечек. Длительное время они тщательно хранили от соседей магическую тайну фарфоровой посуды. В Старом Египте и Месопотамии тоже додумались делать керамические изделия, покрытые глазурью. Но они, быстрее, напоминали современный фаянс. Для его изготовления применялись те же материалы, что и для производства фарфора, и схожая разработка. Разница была только в соотношении компонент.
В Европе восточный секрет длительное время никого особо не заинтересовывал. Посуду делали из глины, дерева, металла. В Средние века обычный люд обходился общими мисками, из которых ела вся семья. Время от времени подменой тарелок – даже у богачей – служили огромные ломти хлеба. На их обычно клали густую еду и кусочки мяса. Но в эру Возрождения в приличных домах все почаще можно было узреть на столах личные тарелки. Активно развивалось и создание высокохудожественной керамики. В особенности старались итальянцы, воодушевленные работами мавританских мастеров, которые покрывали глиняние изделия оловянной глазурью.
А в XVII и XVIII столетиях, благодаря открытию новых морских путей, в Европе появились экзотичные напитки: чай, кофе, какао. Для их потребовалась особенная посуда: роскошные чашечки, блюдца и чайнички. Торговцы охотно везли из восточных государств драгоценный фарфор и за обезумевшие средства продавали его в Европе. Ценители красивого стремительно сообразили, как здорово наслаждаться за обедом на высокохудожественные предметы из этого материала. И, в конце концов, захотели делать их своими силами.
В один прекрасный момент курфюрст саксонский Август Сильный пригласил к для себя на службу химика Иоганна Бетгера. Этот химик клятвенно обещал, что сможет открыть метод производства золота. Добывать этот металл горе-алхимик так и не научился. Зато, по примеру китайцев, выдумал рецепт производства фарфора из каолина. Каолин – это пластичная белоснежная глина, к которой добавлялся полевой шпат с белоснежной слюдой, также кварц либо песок.
Нужно сказать, что восточный фарфор был более ценным, чем золото. Август Сильный стремительно смекнул, какие прибыли сулит это изобретение. И в Одна тыща семьсот 10 году велел выстроить под Дрезденом Мейсенскую фарфоровую мануфактуру, скоро ставшую известной. Поначалу саксонские живописцы расписывали изделия в восточном стиле. Но равномерно стали декорировать более различными орнаментами и картинами – пейзажами, охотничьими сценками и иными красотами. Стоили эти шедевры очень недешево! Но спрос на их был огромный. Богатые клиенты, в том числе монархи со всей Европы, заказывали не отдельные предметы, а целые наборы на огромное количество персон. Различные столовые, чайные, кофейные сервизы. Так появилась традиция сервировать столы посудой в едином стиле. Кстати, в Рф самую крупную коллекцию мейсенского фарфора собрал граф Шереметев. Ее и на данный момент можно узреть в Музее керамики в усадьбе Кусково.
Во Франции тем временем также полным ходом шли опыты. Еще в XVI веке в Сен-Поршере разобрались, как делать фаянс, подражая итальянской керамике. Фактически, имечко faience французы ему и присвоили по наименованию городка Фаэнца в Италии. Но на этих достижениях местные умельцы не остановились. И в итоге хитроумных манипуляций с песком, селитрой, содой и гипсом в Одна тыща семьсот 30 восемь году был получен так именуемый мягенький фарфор. Глины в нем практически не содержалось, потому он оказался еще больше «прозрачным», чем жесткий, и не чисто белоснежным, а кремовым. Изделия Севрской мануфактуры (соответственно, в городке Севр) удачно соперничали и с китайскими, и с саксонскими. При этом не только лишь из-за своего свойства, да и благодаря необыкновенному дизайну. Французские мастера выпускали сервизы самых разнообразных форм и расцветок. К примеру, блюдо могло припоминать виноградовый лист. Соусница дыню. Сахарница – цветную капусту. А чайничек – ананас!
В XVI—XVII вв. фурроров в производстве фаянса добились голландцы. Мануфактуры в Делфте в большенном количестве выпускали дешевенькую посуду. И равномерно эта керамика начала воспользоваться популярностью у людей со средним достатком. Вобщем, какими бы дорогими ни были по сопоставлению с ней фарфоровые сервизы, спрос на их все равно не убывал. Ведь они показывали благосостояние и высочайшее положение владельцев. Фарфоровые мануфактуры появлялись в Европе одна за другой. Наша родина от западных коллег не отставала. Еще в Одна тыща семьсот 40 6 году ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов открыл священную технологию. Ломоносовский фарфоровый завод, учрежденный по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, стал достойным конкурентом европейских предприятий. До революции он находился в королевской собственности и в особенности процветал при Екатерине Величавой. Она щедро заказывала парадные сервизы, и некоторые из их насчитывали до тыщи предметов! А в XIX веке появилось огромное количество маленьких заводиков – в особенности в районе Гжели.
К середине XIX столетия набор посуды на столах богатых домов Европы разрастается до максимума. Перед каждым гостем на скатерти выстраиваются, как на параде, бессчетные тарелки для закуски, первого, второго, салата, десерта, фруктов. Это не считая всяких солонок-масленок, баночек для джема, сахарниц, молочников, чашек, вазочек для фруктов, корзиночек для конфет.
Казалось бы, что изобретать больше нечего _ все уже было выдумано! Да и в наши времена сервизы продолжают совершенствоваться. В главном благодаря рестораторам, которым охото прибыльно преподнести кушанья собственных шеф-поваров. Конкретно они ввели в моду так именуемую assiette de presentation – огромную тарелку «для подачи», с прекрасным расписным краем, на которую водружают тарелки с первыми и вторыми блюдами. Рестораторы также высказывали идея, что все предметы должны быть «состыкованными», просто складируемыми. Если они плотно вставляются друг в друга, то меньше шансов их разбить, когда несешь в руках гору посуды. А, не считая того, над видом современных сервизов часто трудятся очень именитые дизайнеры. Ведь даже самая обычная посуда может быть не только лишь емкостью для кушаний и напитков, да и предметом искусства! Этой историей с сервировкой торжественного стола хотелось напомнить, что даже самое смачное блюдо становится еще вкусней, если стол украсить шикарной посудой.
С тех времен до нас дошли сервизы, ставшие легендами:
- «Сервиз с зеленоватой лягушкой», рассчитанный на 50 персон и состоящий из Девятьсот девяносто четыре предметов. Он был сотворен британской фабрикой Wedgwood для Екатерины Величавой и на данный момент хранится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Все изделия украшены различными пейзажами, чтоб королева и ее приближенные любовались лесами, полями и загородными дворцами Великобритании. Кстати, вся эта краса благополучно пережила две эвакуации: в Одна тыща девятьсот семнадцать и Одна тыща девятьсот 40 5 гг.
- «Лебединый сервиз» мастера Кендлера был изготовлен в XVIII веке на Мейсенской мануфактуре и состоял из Две тыщи двести фарфоровых предметов. Украшены они рельефными изображениями различных созданий, обитающих в аква стихии.
- «Сервиз царицы Виктории», сделанный мануфактурой Herend, получил имя английской царицы. Так как во время Глобальной выставки в Одна тыща восемьсот 50 один году она была очарована его нехитрым рисунком с порхающими бабочками.
- Самый именитый из российских фарфоровых сервизов – «Гурьевский» («Российский») – был сделан сначала XIX века. На данный момент большая его часть хранится в Петергофе. Он назван по имени графа Д.А. Гурьева, под управлением которого шла работа. Сервиз декорирован миниатюрами, изготовленными по гравюрам и литографиям, запечатлевшим вид и обычаи народов Рф. Также запечатлены виды различных городов и всяческие жанровые сценки.