Вы находитесь здесь: Главная > Дом > История сервировки торжественного стола

История сервировки торжественного стола

История сервировки торжественного стола

История сервировки праздничного стола

В ежедневной жизни на обеденном столе часто соседствуют различные чашечки и тарелки, не совпадающие вместе по раскраске и размеру. Но когда к нам приходят гости, охото достать из закромов домашний сервиз, в каком все предметы выдержаны в одном стиле. Тогда и рядовая трапеза преобразуется в прекрасную церемонию.

История сервировки торжественного стола от древности до наших дней начинается приблизительно Две тыщи годов назад. Конкретно на заре нового времени китайцы изобрели фарфор. Им очень понравилось вкушать кулинарные изыс­ки, сервированные на полупрозрачных белоснежных блюдах, разукрашенных мифологическими либо бытовыми сценками. И при всем этом прихлебывать чай из эле­гантных хрупких чашечек. Длительное время они тща­тельно хранили от соседей магическую тайну фар­форовой посуды. В Старом Египте и Месопота­мии тоже додумались делать керамичес­кие изделия, покрытые глазурью. Но они, быстрее, напоминали современный фаянс. Для его изготовле­ния применялись те же материалы, что и для произво­дства фарфора, и схожая разработка. Разница была только в соотношении компонент.

В Европе восточный секрет длительное время никого особо не заинтересовывал. Посуду делали из глины, дере­ва, металла. В Средние века обычный люд обходился общими мисками, из которых ела вся семья. Время от времени подменой тарелок – даже у богачей – служили огромные ломти хлеба. На их обычно клали густую еду и кусочки мяса. Но в эру Возрождения в приличных домах все почаще можно было узреть на столах личные та­релки. Активно развивалось и создание высо­кохудожественной керамики. В особенности старались итальянцы, воодушевленные работами мавританских мастеров, которые покрывали глиняние изделия оловянной глазурью.

А в XVII и XVIII столетиях, благодаря открытию но­вых морских путей, в Европе появились экзотичные напитки: чай, кофе, какао. Для их потребовалась особенная посуда: роскошные чашечки, блюдца и чайнички. Торговцы охотно везли из восточных государств драгоцен­ный фарфор и за обезумевшие средства продавали его в Европе. Ценители красивого стремительно сообразили, как здорово наслаждаться за обедом на высокохудожест­венные предметы из этого материала. И, в конце концов, захотели де­лать их своими силами.

В один прекрасный момент курфюрст саксонский Август Сильный пригласил к для себя на службу химика Иоганна Бетгера. Этот химик клятвенно обещал, что сможет открыть метод производства золо­та. Добывать этот металл горе-алхимик так и не научился. Зато, по примеру китайцев, выдумал рецепт производства фарфора из каолина. Каолин – это пластичная белоснежная глина, к которой добавлялся поле­вой шпат с белоснежной слюдой, также кварц либо песок.

Нужно сказать, что восточный фарфор был более ценным, чем золото. Август Сильный стремительно смекнул, какие прибыли сулит это изобретение. И в Одна тыща семьсот 10 году ве­лел выстроить под Дрезденом Мейсенскую фарфоро­вую мануфактуру, скоро ставшую известной. Пона­чалу саксонские живописцы расписывали изделия в восточном стиле. Но равномерно стали декорировать более различными орнаментами и картинами – пейзажами, охотничьими сценками и иными красо­тами. Стоили эти шедевры очень недешево! Но спрос на их был огромный. Богатые клиенты, в том чис­ле монархи со всей Европы, заказывали не отдельные предметы, а целые наборы на огромное количество персон. Различные столовые, чайные, кофейные сервизы. Так появилась традиция сервировать столы посудой в едином стиле. Кстати, в Рф самую крупную коллекцию мейсенского фарфора собрал граф Шереметев. Ее и на данный момент можно узреть в Музее керамики в усадьбе Кусково.

Во Франции тем временем также полным ходом шли опыты. Еще в XVI веке в Сен-Поршере ра­зобрались, как делать фаянс, подражая итальянской керамике. Фактически, имечко faience французы ему и присвоили по наименованию городка Фаэнца в Италии. Но на этих достижениях местные умельцы не остано­вились. И в итоге хитроумных манипуляций с песком, селитрой, содой и гипсом в Одна тыща семьсот 30 восемь году был по­лучен так именуемый мягенький фарфор. Глины в нем практически не содержалось, потому он оказался еще больше «прозрачным», чем жесткий, и не чисто белоснежным, а кре­мовым. Изделия Севрской мануфактуры (соответ­ственно, в городке Севр) удачно соперничали и с китайскими, и с саксонскими. При этом не только лишь из-за сво­его свойства, да и благодаря необыкновенному дизайну. Французские мастера выпускали сервизы самых раз­нообразных форм и расцветок. К примеру, блюдо мог­ло припоминать виноградовый лист. Соусница дыню. Сахарница – цветную капусту. А чайничек – ананас!

В XVI—XVII вв. фурроров в производстве фаянса доби­лись голландцы. Мануфактуры в Делфте в большенном количестве выпускали дешевенькую посуду. И равномерно эта керамика начала воспользоваться популярностью у людей со средним достатком. Вобщем, какими бы дорогими ни были по сопоставлению с ней фарфоровые сервизы, спрос на их все равно не убывал. Ведь они показывали благосостояние и высочайшее положе­ние владельцев. Фарфоровые мануфактуры появлялись в Европе одна за другой. Наша родина от западных коллег не отставала. Еще в Одна тыща семьсот 40 6 году ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов открыл священную технологию.  Ломоносовский фарфоровый завод, учрежденный по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, стал достойным конкурентом европейских предприя­тий. До революции он находился в королевской собствен­ности и в особенности процветал при Екатерине Величавой. Она щедро заказывала парадные сервизы, и некото­рые из их насчитывали до тыщи предметов! А в XIX веке появилось огромное количество маленьких заводиков – в особенности в районе Гжели.

К середине XIX столетия набор посуды на столах бо­гатых домов Европы разрастается до максимума. Перед каждым гостем на скатерти выстраиваются, как на па­раде, бессчетные тарелки для закуски, первого, второго, салата, десерта, фруктов. Это не считая вся­ких солонок-масленок, баночек для джема, сахарниц, молочников, чашек, вазочек для фруктов, корзиночек для конфет.

Казалось бы, что изобретать больше нечего _ все уже было выдумано! Да и в наши времена сервизы про­должают совершенствоваться. В главном благодаря рестораторам, которым охото прибыльно преподнести кушанья собственных шеф-поваров. Конкретно они ввели в мо­ду так именуемую assiette de presentation – огромную тарелку «для подачи», с прекрасным расписным краем, на которую водружают тарелки с первыми и вторыми блюдами. Рестораторы также высказывали идея, что все предметы должны быть «сос­тыкованными», просто складируемыми. Если они плот­но вставляются друг в друга, то меньше шансов их разбить, когда несешь в руках гору посуды. А, не считая того, над видом современных сервизов часто трудятся очень именитые дизайнеры. Ведь даже самая обычная посуда может быть не только лишь емкостью для кушаний и напитков, да и предметом искусства! Этой историей с сервировкой торжественного стола хотелось напомнить, что даже самое смачное блюдо становится еще вкусней, если стол украсить шикарной посудой.

С тех времен до нас дошли сервизы, ставшие легендами:

- «Сервиз с зеленоватой лягушкой», рассчитанный на 50 персон и состоящий из Девятьсот девяносто четыре предметов. Он  был сотворен британской фабрикой Wedgwood для Екатерины Величавой и на данный момент хранится в Эрмитаже, в Санкт-Пе­тербурге. Все изделия украшены различными пейзажами, чтоб королева и ее приближенные любо­вались лесами, полями и загородными дворцами Великобритании. Кстати, вся эта краса благополучно пережи­ла две эвакуации: в Одна тыща девятьсот семнадцать и Одна тыща девятьсот 40 5 гг.

- «Лебединый сервиз» мастера Кендлера был из­готовлен в XVIII веке на Мейсенской мануфактуре и состоял из Две тыщи двести фарфоровых предметов. Украшен­ы они рельефными изображениями различных соз­даний, обитающих в аква стихии.

- «Сервиз царицы Виктории», сделанный ману­фактурой Herend, получил имя английской царицы. Так как во время Глобальной выставки в Одна тыща восемьсот 50 один го­ду она была очарована его нехитрым рисунком с пор­хающими бабочками.

- Самый именитый из российских фарфоровых сер­визов – «Гурьевский» («Российский») – был сделан сначала XIX века. На данный момент большая его часть хранит­ся в Петергофе. Он назван по имени графа Д.А. Гурь­ева, под управлением которого шла работа. Сервиз деко­рирован миниатюрами, изготовленными по гравюрам и литографиям, запечатлевшим вид и обычаи наро­дов Рф. Также запечатлены виды различных городов и всяческие жанровые сценки.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.