Как приучить малыша к порядку и дисциплине
Навряд ли кому-нибудь из родителей охото, чтоб их ребенок прогуливался в грязной одежке, раскидывал где попало вещи и оставлял за собой в раковине посуду. Да и отутюженный «ботаник», который не играет с мальчишками, что бы, не дай боже, не испачкать рубаху, не вариант. Где же золотая середина? Как приучить малыша к порядку и дисциплине? И главное не перестараться?..
Сначала, давайте выясним, зачем необходимо приучивать деток к чему бы то ни было? В конце концов все люди различные, есть и полные неряхи, живут же они, полностью удовлетворенные собой. «А вот и нет!» – возражают психологи. Есть по последней мере несколько обстоятельств, по которым нужно приучивать малыша к аккуратности. Во-1-х, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление малыша устроено таким макаром, что его развитие происходит методом упорядочивания всего, что он лицезреет. Если он повсевременно лицезреет впереди себя хаос, то и развитие его замедляется. Во-2-х, Нужно Обучаться ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда нужно существовать плечо о плечо с другими людьми. Для того чтоб неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними дела, принципиально верно организовать жизнь собственной семьи. Психологи выделяют несколько принципов, которые необходимо соблюдать, чтоб вся семья усвоила правила общежития.
ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим
Правила ординарны: если ты что-то взял возврати на место, если ты что-то открыл закрой, а если в
доме кто-то дремлет не шуми… С юношества нужно приучить малыша ухаживать за собой.
ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции
Никогда не наказывайте малыша за не очень фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если б ему нравилось драить полы либо мыть посуду.
Не заставляйте малыша заниматься уборкой, он сам должен дозреть ранее: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».
Придумывайте различные сценарии для уборки игрушек (к примеру, мягенькие игрушки отправляются «на другую планетку» – в коробку).
Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик резвее).
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ. Хоть какой ребенок инициативен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Вот поэтому он кидается помогать нам либо копировать наши деяния. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще небольшой» либо «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. А позже вы удивляетесь: почему он таковой ленивый? Так как ловить момент было надо ранее, когда он предлагал для вас свою неискусную помощь.
ПРИНЦИП 3: Все нужно разъяснять
Вы должны не только лишь подавать ребенку неплохой пример воззвания с вещами, да и разъяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.
• Поведайте ребенку про пыль: она вредоносна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).
• Растолкуйте, почему нужно класть вещи на место: так как по другому в подходящий момент вы их не отыщите.
• Почему нужно оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не кидать открытым тюбик зубной пасты)? Так как другой человек тоже захотит этим пользоваться, и ему может быть неприятно.
ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть просто
Очевидно, не надо лишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и навряд ли стоят того, чтоб класть на их жизнь. Потому необходимо попытаться, чтоб эта нужная часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сейчас, к счастью, для этого есть много методов. Обустройте свою квартиру так, чтоб содержать ее в порядке было просто и приятно:
• не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
• держите маленькие вещицы в шкафах либо на остекленных полках;
• избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые необходимо нередко протирать от пыли;
• заведите много коробок и контейнеров для маленьких вещей;
• не держите «на поверхности» сходу все детские игрушки: часть из их необходимо прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, поменять «экспозицию»;
• в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белоснежного, темного и цветного – и растолкуйте всем домашним, куда что следует класть (сходу приучивайте малыша раз в день поменять трусики, носки, также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).
ПРИНЦИП 5: Не спешить
Рвение к порядку, появившись в ранешном возрасте, претерпевает различные конфигурации и метаморфозы. Нередко малыши по мере взросления из чистюль превращаются в нерях либо напротив. На это могут оказывать влияние самые различные психологические причины. Но смысл остается один: вполне потребность в чистоте и порядке формируется у человека довольно поздно уже к моменту полного созревания личности (приблизительно в 20 5 лет). Потому, если у вашего чада вдруг («Неясно откуда мы же такие чистоплотные») появляются не совершенно приятные привычки, не нужно подымать панику и лупить во все колокола. Практически наверняка, если в детстве у малыша были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним возвратится. Просто всему свое время. Время от времени человеку необходимо «вырасти» некий сложный период: в большинстве случаев кавардак в комнате ребенка это некоторая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.
Эта таблица даст подсказку для вас, как приучивать малыша к порядку и дисциплине более отлично.
Возраст |
Что может делать ребёнок |
Как ему посодействовать |
С 1-го года |
✓ собирать разбросанные игрушки ✓ ложить в стопку книжки и журнальчики ✓ без помощи других относить в ванную влажные штанишки ✓ разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик) ✓ вешать курточку на крючок после прогулки |
Все деяния стараться создавать вкупе с ребёнком, всё демонстрировать и по многу раз разъяснять |
С Два лет |
✓ помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки) ✓ помогать на кухне (перемешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.) ✓ мыть за собой тарелку и чашечку ✓ вытирать пыль специальной тряпочкой ✓ поливать комнатные цветочки ✓ выносить за собой горшок |
Нужно оборудовать для малыша личное место. Комната (либо уголок в ней) должна быть устроена таким макаром, чтоб любая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для малыша |
С Четыре лет |
✓ раскладывать в детской игрушки потому что ему нравится и кажется прекрасным (не мешайте ему и не навязывайте его волю) ✓ стирать в тазике свои маленькие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики ✓ пылесосить и простирать при помощи швабры пол |
У ребёнка пробуждается чувство красивого: в этом возрасте для него в особенности принципиально, как смотрится окружающее место. Смотрите за собственной квартирой. |
С Семь лет |
✓ иметь неизменные домашние обязанности (к примеру, смотреть за комнатными растениями, вытирать пыль в собственной комнате, мыть раковину в ванной) ✓ без помощи других смотреть за своим внешним обликом (брать чистую одежку, отправлять в стирку запятнанную) ✓ уметь готовить обыкновенные блюда (яичницу, салат) |
Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа. |
С Двенадцать лет |
✓ поддерживать порядок в зонах общего использования (ванная, туалет, коридор, гостиная) ✓ свою комнату убирать без помощи других |
Очень комфортно устроить интерьер и приобрести неплохую технику. |
Мелкие ХИТРОСТИ.
Освободите малыша от занудной обязанности убирать квартиру в одиночку, лучше делать это всем совместно: один пылесосит, другой моет пол, 3-ий вытирает пыль и т. д. Это выходит и резвее, и намного веселее. Кстати, взрослым тоже полезно перенять эту неплохую традицию и не сваливать все домашние дела на хозяйку дома.
Чтоб испытать свои силы в умении жить рядом с другими людьми и не мешать им, ребенку очень полезно в возрасте 10-12 лет побывать в детском лагере. Нередко малыши ворачиваются оттуда повзрослевшими и поболее осторожными.