Межличностные дела в детском коллективе
Время от времени малышей ассоциируют с ангелами. Время от времени молвят, что они цветочки жизни. Но более правильно утверждение о том, что малыши жестоки. Если не ставить им моральных ориентиров, то их поведение будет не достаточно отличаться от поведения животных, а школьный класс станет припоминать волчью стаю…
Идеальнее всего об этом написал британский писатель Уильям Джеральд Голдинг в собственной знаменитой повести «Властелин мух», повествующей о том, как мальчишки попали на необитаемый полуостров и стали жить там по своим детским (а поточнее, совершенно не детским) законам. Но это вымысел и гротеск: в реальной жизни все, естественно, не так драматично. Зато на самом деле очень похоже. В какой-то момент ребенок оказывается посреди сверстников, потому ему приходится опытным путём учить межличностные дела в детском коллективе и обучаться зарабатывать для себя авторитет. Некие малыши совсем спокойно приспосабливаются в любом новеньком обществе: сколько ни переводи их из школы в школу, сколько ни отправляй в детские лагеря, всюду у их толпы компаньонов и друзей. Но, к огорчению, далековато не многим детишкам дан от природы таковой дар общения. Многие малыши испытывают трудности в процессе адаптации, а иногда и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников (своеобразный «мальчишка для битья»).
РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Довольно завестись в классе одному, выскажемся так, вредному ребенку и больная атмосфера травли обеспечена. Такие детки испытывают потребность самоутверждаться за счет других: кого-либо обижать и унижать, настраивать одних малышей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В итоге мучаются самые уязвимые их одноклассники: благожелательные, не привыкшие к направленному против их насилию. Посреди их возможно окажется и ваш ребенок, поэтому при поступлении в 1-ый класс (либо при переводе в новейшую школу) 1-ое время следует быть настороже.
Если вы чувствуете, что в школе у малыша могут быть препядствия со сверстниками, лучше заблаговременно провести с ним работу и поведать о нехитрых приемах «психического айкидо». Что необходимо разъяснить ребенку, чтоб он повстречал сложные ситуации во всеоружии и вышел из их с достоинством?
1. Конфликты неминуемы
В жизни интересы людей неизбежно сталкиваются, потому необходимо спокойда и философски относиться к возникающим меж ними спорам, стараясь придти к консенсусу (другими словами к взаимовыгодному согласию). Со собственной стороны необходимо по возможности не нарываться на конфликт (не быть раздражающим, не жаловаться и не скупиться, не хвастаться и не задаваться).
2. Приглянуться всем нереально
Как гласил Остап Бендер: «Я не червонец, чтоб всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все обожать и не стоит пробовать всем непременно приглянуться. Тем паче неприемлимо заискивать перед более знатными детками и пробовать захватить их почтение при помощи подарков, уступок и «подлизывания».
3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что злости нельзя безропотно уступать: если его обругали либо стукнули, нужно непременно дать сдачи. Христианская позиция непротивления «если тебя стукнули по щеке подставь другую» в детском коллективе неизбежно обрекает малыша на травлю.
4. Сохранять нейтралитет
Лучший вариант иметь со всеми ровненькие дела. Потому идеальнее всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно отыскать благовидный предлог («мне нужно на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обычно, если у малыша вправду не ладится контакт со сверстниками, одними беседами здесь не обойдешься. Предки должны еще на исходном шаге сделать все вероятные меры, чтоб ребенок вписался в социум. Побеседуйте с учителями о проблемах собственного малыша и сделайте их своими союзниками.
* Сделайте так, чтоб ваш ребенок снаружи не очень выделялся посреди других.
* Постарайтесь сами обеспечить ребенку общение с одноклассниками (приглашайте их в гости, дайте малыша в группу продленного денька и т. д.).
* Если у малыша необычная наружность, нужно подготовить его морально к «нападкам» со стороны детворы: психологи рекомендуют заблаговременно вместе придумать дразнилки и вкупе похохотать над ними.
* Если ребенок мучается нерешительностью и не умеет стремительно реагировать в сложных ситуациях, можно дома прорепетировать их в виде ролевой игры («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и создать стратегию поведения.
«Детки САМИ РАЗБЕРУТСЯ»
Существует мировоззрение, что взрослым не следует вмешиваться в дела деток: типо ребенок должен сам научиться решать свои трудности. Это справедливо далековато не для всех ситуаций. Во-1-х, ребенок должен всегда ощущать вашу эмоциональную поддержку. Во-2-х, для вас же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы можете дать подсказку ребенку, как ему поступить.
«Я Собственного Малыша В ОБИДУ НЕ ДАМ»
Что делать, если малыша обидели сверстники и для вас понятно, кто это сделал? Казалось бы, самый обычной путь пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок выяснит об этом и получит моральное удовлетворение. «Я неплохой, они нехорошие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попкитаться решить делему в корне: разъяснить ребенку, что он в состоянии сделать для того, чтоб схожая ситуация не повторилась. Тогда в последующий раз он уже сумеет без помощи других совладать с обидчиками.
«ГЛАВНОЕ ВЫУЧИТЬ ПРИЕМЫ»
Родителям мальчишек всегда охото, чтоб их лети были «реальными пацанами» и могли постоять за себя при помощи кулаков. Можно и необходимо дать мальчугана в спортивную секцию, чтоб он изучил боевые приемы, но нужно разъяснить ему: он изучает их совсем не для того, чтоб всякий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность внутри себя, но наряду с этим вы должны обучить его решать конфликты конструктивными методами, оставляя кулачные аргументы на последний случай.
Перечень ПРЕТЕНДЕНТОВ НА РОЛЬ «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ»
Малыши с необычной наружностью
• очень толстые (либо очень худенькие)
• малеханького либо очень высочайшего роста
• малыши в очках (в особенности в подкорректирующих с одним закрытым глазом)
• рыжеватые
• очень кучерявые
Детки, имеющие противные для окружающих привычки
• повсевременно шмыгающие носом (либо ковыряющие в носу)
• неряшливо одетые, с запятанными волосами
• малыши, которые чавкают за пищей, говорят с набитым ртом и т. д.
Малыши, неадекватные в разговоре
• очень раздражающие и болтливые
• очень застенчивые и робкие
• просто ранимые и обидчивые
• нытики
• хвастуны
• лгуны
Малыши, выделяющиеся из коллектива
• детки, одетые подчеркнуто лучше других
• любимцы учителей (также малыши, которых не обожают учителя)
• ябеды и плаксы
• маменькины сынки
• очень заумные («не от мира этого»)
ВИДЫ Злости И Методы РЕАГИРОВАНИЯ
Есть несколько главных типов межличностных отношений в детском коллективе:
Игнорирование
На малыша не обращают внимания, будто бы его нет. Его не учитывают при каких-то рассредотачиваниях ролей, ребенок никому не увлекателен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не ведает о школе.
Что делать родителям?
Побеседовать с потрясающим управляющим, попробовать самому сделать контакт с детками (свести их со своим ребенком)
Пассивное неприятие
Малыша не принимают в игру, отрешаются сесть с ним за одну парту, не желают быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок без охоты идет в школу, приходит с занятий в нехорошем настроении.
Что делать родителям?
Проанализировать предпосылки (почему малыша не принимают) и попытаться устранить их. Действовать через учителей и воспитателей.
Активное неприятие
Малыши демонстративно не хотят разговаривать с ребенком, не учитывают его представления, не внемлют, не скрывают презрительного дела. Время от времени ребенок вдруг резко отказывается идти в школу, нередко рыдает без предпосылки.
Что делать родителям?
Перевести малыша в другой класс (либо в другую школу). Побеседовать с учителями. Обратиться к психологу.
Травля
Неизменные издевки, малыша дразнят и обзывают, толкают и лупят, отымают и портят вещи, запугивают. У малыша возникают синяки и ссадины, нередко «пропадают» вещи и средства.
Что делать родителям?
Срочно перевести малыша в другую школу! Дать его в кружок, где он сумеет максимально проявить свои методности и быть на высоте. Обратиться к психологу.